Медиация (примирение) - это способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо или лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного участия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Школьные службы примирения внедряются в школах уже много лет. Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов.
Школьная служба медиации это:
- Разрешение конфликтов силами самой школы.
- Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
- Профилактика школьной дезадаптации.
- Школьное самоуправление подростков школы.
Цели метода "Школьной медиации" можно сформулировать следующим образом:
создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие*, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юношество) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.
Задачи службы медиации:
- создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп;
- внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным путем;
- интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям;
- повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике.
Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключённые в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Зачем нужна медиация школе?
Конфликт в школе, как и в обществе, возможен. Но надо учиться решать его мирным путем.
Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако, благодаря медиации, можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Служба школьной медиации готова работать со всеми участниками образовательного учреждения и организовать медиацию между:
- учениками;
- учениками и родителями;
- родителями;
- учителями и родителями;
- учениками и учителями.
Основные этапы организации службы школьной медиации
в образовательной организации
Для организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи:
информировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;
мотивировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода "Школьная медиация";
провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей);
организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;
обучить сотрудников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу "Школьная медиация";
установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.
«Группа равных» — часть школьной службы медиации, которая помогает разрешать конфликтные ситуации между учащимися. 1
В группу равных отбирают старших подростков (8–10 человек). Это могут быть школьные активисты, члены ученического самоуправления, обладающие позитивными личностными качествами. Учащихся с девиантным поведением, имеющих трудности в социализации, включать в группу не рекомендуется. 1
Некоторые особенности участия в группе равных:
- Подросток, не достигший возраста 15 лет, должен принести письменное согласие родителей на участие в школьной медиации. 1
- Все школьники проходят обучение методу школьной медиации у обученного куратора школьной службы. 1
- Отношения в команде школьных медиаторов (взрослых и подростков) должны быть не «вертикальными» (по типу «начальник — подчинённый»), а «горизонтальными» (как сообщества равных людей, заинтересованных в решении проблемы). 1
Роль взрослых в работе «групп равных» — координирующая и поддерживающая, особенно когда конфликт сложен, или когда имело место насилие, правонарушение. 2 |