ИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Социально-психологическая направленность (СПНЛ) представляет симптомокомплекс свойств, выражающих доминирующее отношение личности к другим людям, восприятие человека как ценностно-многосторонней личности.
Отношения имеют два аспекта: в них выражается то, как человек переживает и осознает определенные стороны действительности, и в то же время отношения личности представляют собой активные побуждения к определенным действиям и поступкам.
Социально-психологическую направленность личности инженера-педагога можно представить как психологическое новообразование, основными составляющими которого выступают:
n социально-профессиональные ценностные ориентации «ЦО»; нравственные основания оценок личностью окружающей действительности и ориентации в ней, ценностные ориентации лежат в основе дифференциации объектов по их значимости, для социально-психологической направленности центральным объектом ценностного отношения является сам человек, поэтому важнейшими являются ценности нравственные;
n профессионально-педагогические интересы «ППИ»; динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной эмоциональной, познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую профессию или выполняемую профессиональную деятельность. Удовлетворение интересов проявляется в повышении психолого-педагогической компетентности, поиске новой информации, умении видеть профессиональные проблемы и стремлении найти им решение; на основе способности и стремления пополнять старые и приобретать новые знания, навыки и умения достигается высокий уровень профессиональной самостоятельности;
n профессиональные установки «ПУ»; измеряют готовность, внутреннюю предрасположенность личности к профессионально-педагогическому взаимодействию с учащимися, коллегами по работе; профессиональные установки выполняют стабилизирующую функцию, способствуют профессиональной устойчивости педагога. Высокий уровень выраженности связан с развитием таких качеств, как доброжелательность, «действенная» доброта, готовность к оказанию помощи, умение радоваться успехам учащихся и коллег; данная шкала отражает желание творчески решать поставленные задачи, искать нестандартные, собственные пути решения возникающих проблем;
n профессиональная позиция «ПП»; отражает отношение педагога к учебно-воспитательному процессу, к учащимся, коллегам; в профессиональной позиции проявляются представления о профессиональном идеале, оказывающие влияние на реакции относительно всех объектов и ситуаций профессионально-педагогической деятельности;
n самоотношение, «принятие себя» «СО»; проявляется в эмоционально-ценностном отношении к себе, охватывает восприятие и оценку представлений человека о самом себе, удовлетворенность профессиональной деятельностью и местом работы, своими успехами и достижениями; одним из проявлений самоотношения является самоуважение, которое эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, оценку своих возможностей строить и контролировать собственную жизнь, понимание самого себя как многосторонней личности.
ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК
1. Думаю, что значимость моей профессии в современных условиях возрастает.
2. Мне всегда интереснее работать с людьми, чем заниматься делами, связанными с техникой.
3. Стараюсь с юмором относиться к затруднениям и неоднозначным ситуациям, возникающим в моей педагогической работе.
4. Строю занятия таким образом, чтобы каждый учащийся мог проявить свои способности.
5. Я бы описал себя, как человека уверенного в себе.
6. Мне нравится передавать свой опыт и знания молодежи.
7. Направленность моих интересов больше ориентирована на работу с техникой.
8. Считаю, что в педагогической деятельности неизбежен и оправдан элемент жесткого волевого воздействия.
9. Уверен, что у меня есть предрасположенность к работе с молодежью.
10. Мои достоинства значительно перевешивают мои недостатки.
11. Не одобряю людей, которые слишком много времени и сил тратят на самоутверждение в профессиональном труде.
12. С удовольствием занимаюсь техническим творчеством, рационализаторством и стремлюсь приобщить к этому своих учеников.
13. Когда я вижу, что коллега несправедлив по отношению к кому-нибудь из учащихся, у меня хватает такта не говорить ему об этом.
14. В своей педагогической деятельности я обращаю внимание, прежде всего на успеваемость учащихся.
15. Никогда не стремлюсь узнать мнение окружающих о себе.
16. Профессионально-педагогическая компетентность и эрудиция являются главными составляющими авторитета педагога.
17. Считаю, что каждый педагог должен иметь любимое занятие - «хобби» и приобщать к нему учащихся.
18. Учащийся, провинившийся перед коллективом, нуждается в жестком и зримом наказании в назидание другим.
19. Работа в профтехучилище не дает достаточных перспектив для профессионального продвижения.
20. Я часто склонен считать себя неудачником.
21. В профессии для меня большое значение имеет заработная плата, возможность быть материально независимым и обеспеченным.
22. Не упускаю малейшей возможности повысить свою педагогическую и психологическую компетентность.
23. Думаю, что педагогам не особенно интересны те ребята, которые не хотят учиться, по сравнению с теми, которые стремятся к знаниям.
24. Иногда жалею, что когда-то избрал педагогическую профессию.
25. Я тщательно анализирую причины своих ошибок и неудач.
26. Убежден, что нравственный уровень педагога должен быть выше, чем у представителей других профессий.
27. Мне интересно наблюдать за людьми, их взаимоотношениями.
28. Несдержанность и повышенный тон простительны, если отстаиваешь свою правоту.
29. Допускаю для себя возможность смены профессии.
30. Незнакомый человек на первый взгляд найдет во мне много отталкивающего.
31. Я слишком люблю жизнь, чтобы потратить ее лишь на достижения в профессиональной деятельности.
32. Регулярно знакомлюсь с содержанием научно-популярных журналов: «Техника молодежи», «Знание - сила» и др.
33. Не приветствую тех моих коллег, которые стремятся, во что бы то ни стало установить тесные дружеские контакты с учениками.
34. Считаю, что центром всего учебно-воспитательного процесса должна быть личность учащегося.
35. К сожаленью, если я сказал что-то, то это не значит, что именно так я и буду поступать.
36. Считаю, что моя работа создает условия для роста самоуважения и высокой самооценки.
37. В деятельности инженера-педагога привлекает ее разносторонность, дающая возможность совершенствоваться сразу в двух направлениях: техническом и гуманитарном.
38. Если люди не подходят друг другу, то, как бы ни старались, наладить отношения все равно не смогут.
39. Эффективность обучения и воспитания в первую очередь зависит от взаимоотношения педагога с учащимися.
40. Думаю, что я являюсь у учащихся любимым педагогом.
41. В педагогической профессии меня больше всего устраивает довольно продолжительный отпуск и всегда летом.
42. Регулярно читаю периодические издания: «Учительская газета», журнал «Профессионально-техническое образование».
43. Считаю, что педагог может и должен проявлять к учащимся полное доверие.
44. Стараюсь по возможности избегать общения с коллегами помимо работы.
45. У меня часто не хватает энергии воплотить в жизнь задуманное.
46. Инженерно-педагогическая деятельность предоставляет большие возможности для разностороннего развития личности.
47. В моей профессии меня больше всего привлекает возможность постоянного общения с учащимися.
48. Если при выполнении задания учащийся неоднократно обращается за разъяснениями, меня начинает раздражать его непонятливость.
49. Работая с группой, не всегда есть возможность создать условия, при которых учащиеся могут высказывать свое мнение, влиять на ход урока.
50. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих коллег.
51. Только в творческой деятельности можно чувствовать себя счастливым.
52. Книги, описывающие взаимоотношения людей, их переживания, трудно дочитать до конца, не пропуская страницы.
53. Главное в работе педагога - доброжелательность и гуманное отношение к учащимся.
54. Считаю, что создать из педагогического коллектива союз единомышленников - крайне сложно.
55. Если бы мое второе «я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.
56. Одной из важных ценностей личности является стремление к совершенствованию профессиональной деятельности.
57. Мне особенно интересен внутренний мир моих учеников.
58. Вид безразличных, пассивных ребят вызывает у меня желание увлечь их, предложить какое-нибудь интересное дело.
59. Всегда стараюсь избежать конфликтов с учащимися.
60. В целом я удовлетворен собой, своими успехами в жизни.