Виды портфолио учащихся:
- Портфолио документов
Портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Преимущества: возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.
Ограничения: портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
- Портфолио работ
Собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Преимущества: предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированных на выбранный профиль обучения и др. Даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
Ограничения: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.
Оформляется в виде творческой папки ученика с приложениями его работ в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.
- Портфолио отзывов
Включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и её результатам.
Преимущества: возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
Ограничения: сложность формализации и учёта собранной информации.
Представляется в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.
Многообразие описанных выше видов и типов портфолио является свидетельством огромного потенциала их использования.
Суть использования портфолио как технологии и как пакета документов - обеспечить эффективное взаимодействие учащихся с педагогами в период обучения в школе.
Портфолио – индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов,которые:
- в продуктном виде представляют образовательные результаты и достижение обучающегося;
- характеризуют способы анализа и планирования своей образовательной деятельности.
Можно выделить некоторые составляющие использования портфолио в школе:
- Ø обсуждение результатов обучения с одноклассниками и педагогами;
- Ø рефлексия учащимися своей работы;
- Ø демонстрация индивидуального стиля обучения учащегося, особенностей его интеллекта и культуры;
- Ø возможность самостоятельно определить темы для портфолио;
- Ø возможность для учащихся установить связи между предыдущим и новым знанием;
- Ø включение учащегося в процесс развития своих компетенций, в рефлексию своих изменений, «строительство» самого себя;
- Ø оценка промежуточных достижений, в том числе «формализованная»;
- Ø подготовка и обоснование целей будущей работы.
Примерная структура портфолио учащегося
Для учащихся школы предлагается следующая структура портфолио, разбитого на части, разделы.
Раздел 1. Общая информация
В этом разделе помещается первичная вводная информация об обучающемся, которая включает в себя:
1.1. Резюме (по заданной схеме). Обучающийся заполняет официальный бланк «Резюме» в соответствии с указанной инструкцией. Это в основном информация, которая позволяет представить возможности и имеющийся опыт.
1.2. Автобиография (в свободной форме). Обучающийся пишет краткую автобиографию, описывая основные события.
1.3. Жизненные планы (на 2-3 года, на 5-7 лет). Обучающемуся предлагается сформулировать свои жизненные планы на указанный период и главное – дать ответ на вопрос «Что я собираюсь для этого делать?»
1.4. Результаты интеллектуального тестирования, дающего представления об уровне его интеллекта.
Раздел 2. Официальные документы
В этом разделе помещаются все имеющиеся у обучающегося сертифицированные индивидуальные достижения в различных областях деятельности.
Примерный перечень официальных документов:
- оценочная ведомость;
- диплом участника (призера) олимпиады;
- сертификат участника конкурса;
- удостоверение о наличии спортивного разряда.
Раздел 3. Курсы по выбору, проекты,
творческие работы и социальная практика
Данный раздел представляет собой собрание различных творческих и проектных работ, а также участие обучающиеся в мероприятиях различного уровня, различной направленности.
Примерный перечень предоставляемых работ:
- Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание проекта. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
- Учебно-исследовательские работы. Указываются изученные материалы, тексты учебно-исследовательских работ в печатном или электронном варианте.
- Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее описание.
- Работы по искусству. Дается перечень работ, указывается участие в выставках, конкурсах.
- Другие формы творческой активности: участие в хоре, оркестре, театре и др. Указывается продолжительность занятий, участие в гастролях, концертах, фестивалях.
Примерный перечень социальных практик:
- Отчеты о различных видах практики: языковой, трудовой, педагогической. Указывается вид практики, место, в котором она проходилась, ее продолжительность.
- Участие в деятельности общественных движений, организаций, фондов и т.д. Указывается название, выполняемые обязанности, продолжительность данной общественной деятельности.
- Занятия в кружках, секциях, клубах внеурочной деятельности, включая дополнительное образование. Указывается название кружка, продолжительность занятий и их результаты.
- Участие в олимпиадах, конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый результат.
- Участие в научных конференциях, учебных семинарах и др. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося.
- Специальные курсы, факультативы, элективные курсы. Указываются название курса, его продолжительность, форма проведения занятий.
- Спортивные достижения. Указывается вид соревнований, время его проведения, достигнутый результат.
Примечание: в этот раздел включаются те работы и социальные практики обучающегося, которые не подтверждены официальными документами, представленными в разделе 2.
Раздел 4. Отзывы и рекомендации
Раздел отзывов и рекомендаций - оценка школьником своих достижений, самоанализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и ее результатов, планирование будущих образовательных этапов, отзывы учителей, родителей, одноклассников, работников учреждений дополнительного образования.
Он включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности. Такие характеристики могут быть представлены в виде рекомендаций.
Примерный перечень отзывов:
- Заключение о качестве различных работ, в которых принимал личное участие обучающийся.
- Рецензии на статью, опубликованную в СМИ.
- Резюме о работе в данной общественной организации.
- Благодарственные письма из различных органов, организаций.
- Отзывы руководителей, педагогов.
- Рекомендательные письма.