Обработка результатов
1. Сопоставьте ответы с ключом:
Тип центрации |
||||||
№ вопроса утверждения |
К |
Я |
Г |
А |
Р |
М |
1 |
б |
в |
а |
е |
г |
д |
2 |
д |
г |
б |
е |
в |
а |
3 |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
4 |
б |
в |
е |
а |
д |
г |
5 |
а |
е |
д |
в |
б |
г |
6 |
в |
д |
е |
а |
г |
б |
7 |
в |
д |
е |
а |
г |
б |
8 |
е |
б |
г |
а |
в |
д |
9 |
а |
г |
д |
б |
е |
в |
10 |
е |
б |
г |
а |
д |
в |
2. Подсчитайте количество совпавших с ключом ответов в каждом столбце, запишите результаты по каждому типу центрации:
К= Я= Г=
Конформная Эгоцентрическая Гуманистическая
А= Р= М=
Авторитарная Ориентированная Методическая
на родителей
3. Определите уровень выраженности, значимости каждой центрации.
Шкала оценок уровня выраженности типа ценрации (в баллах):
До 3 баллов - центрация эпизодическая;
4 - 6 баллов - ценрация значима;
7 - 10 баллов - ценрация доминирует.
Интерпретация результатов диагностики
типа центрации педагога.
1. Конформная центрация, «К» - центрация на интересах, мнениях своих коллег или конформная центрация. Доминирование данной центрации наблюдается у педагогов, склонных к организаторской и воспитательной работе с разными возрастными группами. Подвержены коллективным идеям, не склонны к конфликтам.
2. Эгоцентрическая центрация, «Я» - центрация на интересах, потребностях своего «Я» или эгоцентрическая центрация. Характеризует педагогов с яркой индивидуальностью, отстаивающих право на нешаблонную работу. Возможны конфликты с коллегами и администрацией при ограничении свободы действий педагога. При благоприятных условиях преподавания эти педагоги чаще реализуют свои возможности, создавая педагогические изобретения.
3. Гуманистическая центрация, «Г» - ценрация на интересах детей. Профессионально значимая центрация. Вся деятельность педагога направлена на гуманизацию процесса обучения. Его индивидуальный стиль поведения характеризуется вниманием и чуткостью к детям, поэтому наиболее успешно осуществляется работа с педагогически трудными учащимися.
4. Авторитарная центрация, «А» - центрация на интересах, требованиях администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивности деятельности. Свойственна большая зависимость от оценок их деятельности инспектирующими органами народного образования и мнения администрации учебного заведения. Меняют стиль и методы преподавания, если это рекомендовано «сверху». При переносе методик не адаптируют их к условиям собственной деятельности и индивидуальным особенностям.
5. Центрация ориентированная на родителей, «Р». Встречается у педагогов, попавших в зависимость родителей своих учеников. Успешность их педагогической деятельности предопределена составом родителей и их социальной значимостью. Возможно необъективное оценивание учащихся, связанное со взаимоотношениями с семьей учащегося и педагогом.
6. Методическая центрация, «М» - ценрация на интересах, требованиях средств и методов преподавания или познавательная центрация. Характерна для педагогов теоретического типа. Основное направление их деятельности - совершенствования педагогической технологии обучения и воспитания. Однако увлеченность педагогов совершенствованием методики преподавания иногда приводит к тому, что педагог начинает рассматривать учащегося как фон, на котором он творит «безупречный» урок. Что же касается содержания и структуры урока, то они логически завершены, максимально заполнены, профессионально грамотны. Педагоги с доминированием данного типа центрации могут быть прекрасными руководителями методических объединений.