ДИФФИРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ДДО) Е. А. КЛИМОВА.
В основе данной методики лежит условное деление всех видов профессий на пять основных групп в соответствии с тем, что является предметом профессиональной деятельности.
- Человек-природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.
- Человек-техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, ее использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста и т.п.
- Человек-человек. Сюда включены все виды профессий, предпологающих взаимодействие людей, например политика, религия,педагогика, психология, медицина, право.
- Человек-знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.
- Человек-художественный образ. Эта группа профессий представляют собой различные виды труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.
С помощью методики ДДО можно определить, к какой из перечисленных пяти групп профессий у вас есть склонность. Для этого предлагается опросник в сопровождении инструкции следующего содержания:
Из множества предлагаемых пар суждений необходимо выбрать и отметить в каждой паре одно из двух: правое или левое. Порядковый номер выбранного суждения-того, где описывается наиболее привлекательное для тебя дело,- необходимо отметить галочкой или обвести кружком.
Обработка результатов: за каждый выбор вы получаете по 1 баллу. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по одной группе профессий, равно 8. Относительная степень склонности человека к тому или иному виду профессий определяется по общему числу набранных баллов: чем оно больше, тем сильнее ваш интерес к данной группе профессий.
В таблице представлен ключ к методике ДДО. Здесь указаны номера суждений и выбираемые ответы, соответствующие имеющейся склонности к той или иной группе профессий.
Группы профессий |
||||
Человек-природа |
Человек-техника |
Человек- Человек |
Человек знаковая система |
Человек художественный образ |
1а |
1б |
2а |
2б |
3а |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
|
6б |
|
7а |
|
7б |
8а |
|
8б |
|
9а |
|
9б |
|
10а |
|
|
10б |
|
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13а |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
|
16б |
|
17а |
|
17б |
18а |
|
18б |
|
19а |
|
19б |
|
20а |
|
|
20б |
|
«Я предпочту».
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать из двух возможностей, что бы вы предпочли?
1 – а 1 – б
Ухаживать за животными Обслуживать машины, приборы
(следить, регулировать).
2 – а 2 –б
Помогать больным людям, Составлять таблицы, схемы,
лечить их. программы для вычислительных
машин.
3 – а 3 – б
Следить за качеством книжных Следить за состоянием, развитием
иллюстраций, плакатов, художественных растений.
открыток, грампластинок.
4 – а 4 – б
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, Доводить товары до потребителя
металл, пластмассу и т.п.) (рекомендовать, продавать).
5 – а 5 – б
Обсуждать научно-популярные книги, Обсуждать художественные книги
статьи. (пьесы, концерты).
6 – а 6 – б
Выращивать молодняк (животных Тренировать ровесников (или
какой-либо породы) младших) в выполнении каких-
либо действий (трудовых, учебных ,
спортивных)
7 – а 7 – б
Копировать рисунки, изображения Управлять каким-либо грузовым
(или настраивать музыкальные инструменты) (подъемным или транспортным ) средством
- подъемным краном, трактором и др.
8 – а 8 – б
Сообщать, разъяснять людям нужные им Оформлять выставки, витрины или
сведения (в справочном бюро, на экскурсии). участвовать в подготовке пьес, концертов.
9 – а 9 – б
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, Искать и исправлять ошибки в текстах,
технику), жилище. таблицах, рисунках.
10 – а 10 – б
Лечить животных. Выполнять вычисления, расчеты.
11 – а 11 – б
Выводить новые сорта растений. Консультировать, проектировать новые
виды промышленных изделий
(машины, одежду, дома), продукты питания.
12 – а 12 – б
Разбирать споры, ссоры между людьми, Разбираться в чертежах, схемах, таблицах
убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13 – а 13 – б
Наблюдать, изучать работу кружков Наблюдать, изучать жизнь микробов.
художественной самодеятельности .
14 – а 14 – б
Обслуживать, налаживать медицинские приборы, Оказывать людям медицинскую помощь
аппараты при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
15 – а 15 –б
Составлять точные описания или отчеты Художественно описывать, изображать
о наблюдаемых явлениях, событиях и др. события (наблюдаемые или
представляемые).
16 – а 16 – б
Делать лабораторные анализы в Принимать, осматривать больных,
больнице. беседовать с ними, назначать лечение.
17 – а 17 – б
Красить или расписывать помещение, Осуществлять монтаж зданий или
поверхность изделий. или сборку машин, приборов.
18 – а 18 – б
Организовывать культпоходы сверстников Играть на сцене, принимать участие
или младших (экскурсии, туристические походы) в концертах.
19 – а 19 – б
Изготовлять по чертежам детали, изделия Заниматься черчением, копировать
(машины, одежду), строить здания. чертежи, карты.
20 –а 20 – б
Вести борьбу с болезнями растений, Работать на клавишных машинах
с вредителями леса. (компьютере, телетайпе, наборной
машине).